В ближайшие годы аквакультура рискует столкнуться с целым рядом вызовов – от глобальных до локальных. Сможет ли отрасль пройти тест на прочность и за счет каких ресурсов, обсудили участники конференции в рамках Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
Развитие аквакультуры, несмотря на заманчивые перспективы, зачастую связано с целым ворохом проблем. «Здесь не только поиск технологий, поиск законодательных решений для регулирования этого вида деятельности, но и серьезные вызовы, которые ставят перед нами защита окружающей среды и экологичность этого направления», – обозначил проблематику конференции «Аквакультура будущего – будущая аквакультура» замруководителя Росрыболовства Василий Соколов. В качестве модератора мероприятия он предложил экспертам сконцентрировать внимание на рисках, их предотвращении и возможных направлениях развития сектора.
В российских реалиях аквакультура рассматривается как один из драйверов повышения потребления рыбной продукции, констатировал зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Игорь Зубарев. Он напомнил, что к 2030 г. в стране должно производиться не менее 600 тыс. тонн продукции аквакультуры в год.
«Такой показатель заложен в стратегии развития рыбохозяйственного комплекса. Но мое личное мнение, что мы тут явно перестраховались, показатель должен быть гораздо выше», – заявил сенатор. Он подчеркнул, что при правильных инвестициях и регуляторной поддержке аквакультура может «стать высокодоходной экспортной отраслью, а не только источником продукции для внутреннего рынка».
По словам Игоря Зубарева, серьезные проблемы, с которыми столкнулись российские рыбоводы в 2022 г., удалось решить, но не до конца. Например, в разы выросло производство отечественных кормов (93,4 тыс. тонн по итогам 2024 г.), но не их компонентов вроде ферментов или аминокислот. Потребность форелеводов в рыбопосадочном материале российские инкубационные центры закрывают, но икру по-прежнему приходится завозить из-за рубежа.
«У нас с вами нет другого выхода кроме строительства селекционных центров. Я бы не побоялся сказать, что это государственная задача. Потому что зависимость здесь линейная: нет селекционных центров – значит, нет маточного стада. Нет маточного стада – значит, нет икры. Нет икры – значит, наша продовольственная безопасность решена не на 100%», – резюмировал Игорь Зубарев и предложил по результатам конференции подготовить обращение в правительство о мерах поддержки для селекционных центров, например, в виде компенсации процентов по кредитам.
У российской аквакультуры, несмотря на снижение в 2024 г., остается немало предпосылок для дальнейшего роста, высказал мнение управляющий директор Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Олег Литяйкин. Среди интересных направлений он выделил выращивание атлантического лосося и форели, карпа, клариевого африканского сома и водорослей.
«Считаем, что аквакультурные направления очень перспективны в секторе КФХ», – озвучил несколько неожиданную рекомендацию представитель банковской сферы. При этом он добавил, что прежде чем предлагать такие проекты фермерскому сообществу, необходимо обеспечить их доступными кормами, качественным рыбопосадочным материалом и компетенциями.
«Мы, в свою очередь, в рамках нашего проекта «Школа фермера», который уже не первый год работает и по которому прошло уже более 9 тыс. человек, в том числе более 100 человек по направлению аквакультурному, готовы в том числе продолжать подготовку», – заверил Олег Литяйкин.
На фоне торможения показателей отечественных рыбоводов ярче смотрелись успехи соседей по Черному морю. Турецкая аквакультура уже обогнала традиционный рыбный промысел страны и стала основным источником сырья в отрасли. В 2024 г. экспорт продукции из водных биоресурсов превысил 300 тыс. тонн и принес республике около 2 млрд долларов. Выращиванием рыбы и других объектов занимается около 2,5 тыс. турецких предприятий. Главные объекты культивирования – это форель, дорада и сибас, набирает обороты производство мидий и групера.
По словам гендиректора рыболовства и аквакультуры Министерства сельского и лесного хозяйства Турции Тургая Тюркйылмаза, страна стремится сделать аквакультуру устойчивой как на национальном, так и на глобальном уровне путем экологически безопасных и инновационных практик. С 2024 г. в секторе реализуется политика трехлетнего планирования, которая ставит целью наиболее эффективное использование воды и других природных ресурсов. «Мы планируем, какой продукт, когда и где, в каком количестве должен будет производиться, – рассказал глава директората. – Сегодня производство примерно 97% продукции аквакультуры осуществляется на плановой основе».
На ближайший трехлетний период приоритетами в аквакультуре для турецкого регулятора станет распространение видов, устойчивых к изменениям климата, развитие экологически безопасных систем с замкнутым циклом, искусственное воспроизводство и пополнение природных популяций рыб и других гидробионтов. «Каждый наш шаг в аквакультуре будет направлен не только на экономическую выгоду здесь и сейчас, но и на сохранение экологического баланса, адаптацию к климатическим изменениям и обеспечение здоровья общества», – подчеркнул Тургай Тюркйылмаз.
К дискуссии присоединилась представительница страны, которая занимает второе место в мире по экспорту лососевых. Директор Национальной службы по рыболовству и аквакультуре Чили (SERNAPESCA) Марии Соледад Тапии Альмосид заявила, что ключевая роль в развитии сектора отводится прозрачности и прослеживаемости. В связи с этим осуществляется сбор и обработка огромного количества информации о продукции на всех этапах – с момента ее происхождения до конечной точки реализации.
Внедрение прослеживаемости способствует соблюдению нормативных требований, обеспечению безопасности пищевых продуктов, совершенствованию цепочки добавленной стоимости, расширению доступа к рынку. Все это в свою очередь работает на создание доверия между участниками рынка и государством.
Важную роль в этих процессах играют современные цифровые решения, электронные системы и реестры, внедрение ИИ-инструментов. Они ускоряют процессы выдачи сертификатов, подготовку решений надзорных органов, обработку поступающих жалоб, реакцию на нарушения. Все элементы прослеживаемости важны, поскольку в конечном счете обеспечивают должное качество продукции, отметила директор SERNAPESCA.
Участники конференции поделились и более конкретными инструментами и практиками, полезными для предприятий сектора.
Эксперт и консультант индийского Национального совета по развитию рыболовства М. Шаджи рассказал об успешном применении диатомовых водорослей в небольших фермерских хозяйствах в Индии при выращивании белоногой креветки (ваннамей). По его словам, потенциал для использования этой технологии в России есть в южных регионах – Крыму, Ростовской области, Краснодарском крае, Астраханской области, а также в Приморье.
Надежной защитой от капризов природы и погоды принято считать выращивание объектов аквакультуры в установках замкнутого водоснабжения (УЗВ), но это заблуждение, предостерег гендиректор нидерландской компании Hesy Aquaculture Джулиан де Бондт. По его словам, никакой «универсальной» системы УЗВ не существует, каждый объект уникален, и технологию необходимо адаптировать к местным условиям, включая доступ к воде и электроэнергии, и нормативным требованиям.
С учетом богатства и разнообразия российских природных ресурсов правильный выбор типа УЗВ – проточной системы, гибридной или суперинтенсивной – помогает сбалансировать капитальные и операционные затраты и повысить экономическую эффективность проекта. Индивидуальные решения позволяют наиболее полно реализовать потенциал проекта, защищать окружающую среду и обеспечивать устойчивый рост прибыли, подчеркнул представитель инженерно-технической компании.
Между тем российские производители рыбных кормов считают своей миссией содействие устойчивости сектора аквакультуры. «Мы видим те вещи, которые у нас в стране еще не до конца импортозамещены, и планируем над ними активно работать», – отметил гендиректор компании «Рыбные корма» Владимир Демотко. К числу таких направлений он отнес производство стартовых и профилактических кормов, разработку отечественных вакцин и поддержку сбыта, в том числе путем информирования розничных сетей и потребителей об аквакультурной рыбе.
Представитель ГК «Мелком» Дмитрий Якимов охарактеризовал производство кормов как фундамент, на котором стоит аквакультура. Достижения отечественных комбикормщиков по итогам прошлого года, по его словам, задают определенный позитивный тренд, но по факту не покрывают даже половины потребностей отрасли, которые очевидно будут расти.
Ключевой тенденцией он назвал переход от простых кормов к высокоточным инструментам управления продуктивностью и здоровьем объектов аквакультуры. «Уже недостаточно просто кормить рыбу, нужны специализированные линейки кормов для каждого вида, возраста, климатических условий и так далее. Необходимо создавать высококачественный сервис. Это не просто продажа продукции, а ведение, сопровождение и помощь рыбоводческим хозяйствам в выращивании и кормлении рыбы», – обозначил перспективу представитель группы компаний.