Результаты анализа деятельности предприятий марикультуры в Приморье, опыта применения отечественных технологий на аквафермах края стали одной из тем прошедшей отчетной сессии ТИНРО. С докладом выступила главный научный сотрудник Тихоокеанского филиала ВНИРО доктор биологических наук Галина Гаврилова.
Перспективы для развития аквакультуры в Приморском крае остаются достаточно высокими, но важно понимать с какими трудностями уже пришлось столкнуться реально работающим предприятиям, и в какую сторону может развиваться аквакультура в Приморье. Для этой цели специалистами Тихоокеанского филиала ВНИРО была проанализирована многолетняя деятельность предприятий марикультуры, работающих в заливе Петра Великого. Ученые оценили методики и технологии выращивания, применяемые на аквафермах объемы полученного посадочного материала и товарной продукции, а также рассмотрели риски, возникавшие при развитии марикультуры.
Объектами разведения в Приморье являются приморский гребешок, трепанг, мидия, устрица на юге и ламинария на востоке. Основной посадочный материал для беспозвоночных хозяйства получали на плантациях залива, исключение составляла молодь трепанга, которую с 2010 г. поставляли с разных заводов Приморья.
По мнению ученых наиболее рациональным способом оценки эффективности хозяйств аквакультуры и объемов ее производства стоит считать объемы реализованной продукции.
«К примеру, в заливе Посьета товарная продукция гребешка за 15 лет превысила 4 тыс. тонн, – рассказывает Галина Гаврилова. – Это больше, чем его изъятие за весь период многолетнего промысла. Рост продукции произошел за счет реализации одного из потенциальных свойств вида – высокой плодовитости. Благодаря размещению на акватории залива субстратов для оседания спата выживаемость сеголеток гребешка значительно увеличилась».
В целом, условия воспроизводства на юге Приморья позволяли периодически получать неплохие урожаи посадочного материала коллекторным методом. Анализ ученых показал, что выживаемость молоди гребешка при донном культивировании в разных районах различается, более высокие показатели получаются при расселении на дно уже годовалых моллюсков, после промежуточного подращивания в коллекторах и садках.
Специалист отметила сразу несколько ключевых факторов и рисков, природных, антропогенных и технологических, которые могли повлиять на конечную результативность работы.
«Опыт работы хозяйств показал, что получение большого количества посадочного материала без возможности его своевременного расселения в садки из-за отсутствия необходимых материалов и людских ресурсов не всегда приводит к желаемым результатам и экономической выгоде, – отметила Галина Гаврилова. – При промышленном культивировании тех же двустворчатых моллюсков важно оценить необходимое и достаточное количество посадочного материала для того, чтобы не понести убытки. Но сделать это в условиях применения коллекторных технологий достаточно сложно».
Исследования ученых также показывают, что при слишком высокой численности сеголеток в общем объеме отсаженной молоди выживаемость уменьшается (хотя нельзя исключать и влияние браконьерства). Массовое расселение сеголеток гребешка на дно имеет и иные последствия – это концентрирование хищников, прежде всего, морских звезд в районе донных плантаций. В различные годы в Приморье происходили массовые оседания молоди морских звезд, которые приводили к потерям урожая спата гребешка.
Другая группа рисков – социальные. К ней можно отнести территориальные споры и законодательные проблемы. Примеров территориальных споров в Приморье немало, например, в 2007 г. в бухте Рейд Паллада, на плантациях не были выполнены работы, из-за перекрытия проезда к береговой полосе соседним арендатором, хозяйство не смогло изъять и реализовать 216 тонн товарного гребешка.
В 2013 г. после принятия закона об аквакультуре из-за отсутствия утвержденных методик и разрешительных документов хозяйства не могли легально изымать и реализовывать товарную продукцию. В результате снизились объемы добычи. Кроме того, до сих пор идут споры о возможности развития марикультуры в особо охраняемых природных территориях, в результате чего были приостановлены работы у части предприятий.
Помимо этого нельзя сбрасывать со счетов и другие риски для хозяйств: кроме морских звезд на урожай могут «посягать» водоплавающие птицы, что часто имело место на мидийных установках, также бывали случаи потери товарной продукции в результате прохождения тайфунов и разрушения установок. Такие события по оценкам ученых случаются раз в три года.
Если просмотреть географию аквакультуры на юге Приморья, то окажется, что большинство участков размещены на мелководье. Но существенное расширение промышленного культивирования моллюсков возможно только в глубоководных районах, площадь которых больше, а вероятность органического загрязнения – ниже, считает Галина Гаврилова. «В заливе должно развиваться не только прибрежное, но и удаленное от берега морское фермерство. В свою очередь, это предполагает развития соответствующего оборудования плантаций и флота для их обслуживания», – делает вывод эксперт.
Ученые отмечают, что для дальнейшего развития марикультуры должен развиваться мониторинг и хозяйственной деятельности акваферм, и экосистемы залива. «В первую очередь, отраслевая наука должна без проблем получать данные для анализа, этот вопрос надо решать на региональном уровне с привлечением ассоциаций марикультуры. В конечном счете, со всеми вопросами по развитию марикультуры аквафермеры приходят в ТИНРО и часто уже после самостоятельного неудачного опыта», – подчеркнула Галина Гаврилова. Важную роль в создании новых технологий в аквакультуре должен сыграть научно-производственный центр марикультуры на острове Попова.
Второе направление – это работы по изучению влияния плантаций на экосистемы бухт, что обязательно должно получать целевое финансирование. «Нельзя дожидаться критических ситуаций в марикультурных районах, так как они очень ощутимы экономически, – резюмировала Галина Гаврилова. – Эффективность эксплуатации аквакультурных территорий возрастет при региональном планировании в рамках современных концепций комплексного управления прибрежными зонами».