Нормативная база для развития товарной аквакультуры, по мнению Минсельхоза, в целом сформирована, дело за точечным устранением барьеров. Узкие места отрасли и возможные резервы для роста стали предметом дискуссии на круглом столе в рамках форума «Российское село-2016».
5 июля на площадке форума «Российское село-2016» прошел круглый стол «Товарное рыбоводство – составляющая часть хозяйственного комплекса российского села». В мероприятии приняли участие представители Минсельхоза России, Росрыболовства, Ассоциации «ГКО «Росрыбхоз», науки и бизнес-сообщества. Они обсудили меры по стимулированию товарной аквакультуры и проблемы, с которыми систематически сталкиваются рыбоводные хозяйства.
Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Минсельхоза Евгений Кац рассказал о свежих изменениях в отраслевом законодательстве, вышедших в составе пакета поправок к закону о рыболовстве. В частности они устанавливают, что право собственности у рыбоводного хозяйства на объекты зарыбления возникает сразу после выпуска в водоем. Исключением остаются только анадромные виды рыб, прежде всего, тихоокеанские лососи.
«Во всех других случаях, как только рыбоводное хозяйство при осуществлении пастбищной аквакультуры выпустило молодь в водный объект, оно сразу становится собственником этой молоди, – отметил руководитель профильного департамента. – Это позволит рыбоводным хозяйствам защищать свои права, отстаивать их, быть более кредитоспособными».
Другая норма вводит возможность пролонгации договоров на пользование рыбоводными участками для добросовестных пользователей без конкурсов или аукционов. В законе также уточено одно из существенных условий договора – требование о минимальном видовом составе объектов аквакультуры заменено на минимальный объем выпуска и изъятия. «Выпускаешь минимальный объем - значит, выполняешь требования, значит, являешься добросовестным пользователем и получишь договор на новый срок без торгов», – прокомментировал Евгений Кац.
Он добавил, что практически во все правила рыболовства внесены изменения, которые ограничивают любительский лов на рыбоводных участках. «Это важно для того, чтобы исключить конфликт интересов, – пояснил представитель министерства. – Такой любительский лов допускается с согласия рыбоводного хозяйства».
Еще одной важной поправкой, по словам начальника управления аквакультуры Росрыболовства Виктора Ашарина, стала отмена обязанности сотрудников теруправлений присутствовать на зарыблениях. «Это снятие очень серьезное нормативного барьера», – выразился он.
Среди проблем, которые Минсельхозу и Росрыболовству еще предстоит решать совместно с другими ведомствами, остается вопрос с использованием водных объектов (в основном русловых прудов) на землях сельхозназначения. Евгений Кац выразил надежду, что соответствующие законодательные нормы будут приняты сразу после выборов в осеннюю сессию Госдумы. То же относится и к возможности использования лесных участков для размещения временных или капитальных построек, необходимых для осуществления товарного рыбоводства.
По его словам, период становления отраслевой нормативной базы в целом завершен. «Мы должны точечно снимать административные барьеры, но нормативная база, которая позволяет развиваться товарной аквакультуре, уже сформирована», – констатировал глава департамента.
По итогам прошлого года в отрасли в силу целого комплекса причин сложилось отставание от целевых показателей госпрограммы развития товарной аквакультуры, однако в Росрыболовстве видят определенные резервы для ее исполнения. К ним относится господдержка, в том числе в виде субсидий как на покупку кормов, так и для компенсации части процентной ставки по кредитам на приобретение рыбоводного оборудования. В 2016 г. на эти цели предусмотрено 390 млн. рублей.
Дополнительной формой поддержки может стать привлечение Росагролизинга – соответствующий вопрос звучал в ходе круглого стола. Евгений Кац признал, что в настоящее время получить представление об объемах кредитования и лизинговых программах с участием рыбоводных хозяйств затруднительно, поскольку в отчетах банков они отдельно не прописаны.
Задача департамента, по его словам, - чтобы товарная аквакультура отражалась «в повестке Минсельхоза по отчетным показателям». «Сколько кредитуют банки, сколько Росагролизинг дал в лизинг, и чтобы эти проценты тоже были видны с нарастанием, а не терялись где-то в общем животноводстве», – уточнил Евгений Кац, назвав вопрос принципиальным и предложив включить его в резолюцию не только круглого стола, но и пленарного заседания форума.
Мощным резервом, как полагают в Росрыболовстве, могло бы стать вовлечение в оборот новых рыбоводных акваторий. Это касается как рыбоводных участков, так и русловых прудов. «Это даст очень серьезные возможности для развития. По нашей оценке, за 2016 год мы можем в два раза увеличить площадь акваторий под товарную аквакультуру только путем формирования участков», – заявил Виктор Ашарин.
Разовую, но весомую – порядка 40-50 тыс. тонн – прибавку к показателям должно обеспечить решение вопроса с дальневосточными ЛРЗ, которые де-юре занимаются воспроизводством, а фактически - пастбищной аквакультурой. «Нам надо привести их в правовое поле, – сформулировал задачу начальник управления аквакультуры. – В эту сессию законопроект по разным причинам не прошел, будем его толкать дальше». Он также сообщил о разработке проекта постановления Правительства, устанавливающего приоритет при предоставлении рыбоводного участка предприятиям, «которые занимались воспроизводством в бассейне реки, на которой находится рыбоводный завод».
Большие надежды в Росрыболовстве возлагают на участие регионов и даже готовы частично поделиться с ними полномочиями по регулированию аквакультуры – пока что в пресноводных водоемах. От субъектов ждут помощи в создании полноценной инфраструктуры на местах, принятии и реализации региональных программ поддержки рыбоводов. «Развитие товарной аквакультуры – это в первую очередь задача региона с содействием федерального центра путем создания надлежащей нормативной базы и софинансирования в рамках господдержки», – подчеркнул Евгений Кац.
Ключевая роль в развитии товарной аквакультуры отведена научному обеспечению. В прошлом году институты Росрыболовства впервые получили отдельное финансирование по этому направлению в размере 250 млн. рублей. В этом году сумма возросла, но и регулятор пожелал узнать, каковы же результаты.
«Мы направили эти научные работы в бизнес-сообщество, в ассоциации, в том числе в Росрыбхоз, чтобы оценить, на что сегодня государство тратит деньги. Обратная связь, которую мы получили, – очень много критики», – проинформировал Виктор Ашарин. Выяснилось, что немалая часть научных трудов остается невостребованной, поскольку бизнесу интересны совсем другие, более приземленные темы, – по борьбе с болезнями рыб, по воспроизводственному комплексу, по кормам и т.д.
В результате в федеральном агентстве приняло решение о создании при управлении аквакультуры консультационного совета по определению приоритетов научных исследований. «Иначе мы можем долго тратить деньги, но так и не изобрести эту «таблетку». Вам тоже надо включаться в эту работу и через ассоциации давать нам предложения по научному сопровождению», – пригласил рыбоводов к диалогу начальник управления.
«На сегодняшний день у нас позорно малая продуктивность прудов в целом – 10 центнеров с гектара, – жестко выразился председатель правления Ассоциации «ГКО Росрыбхоз» Василий Глущенко. – Это очень мало». В то же время повышение продуктивности – самый очевидный резерв для увеличения объемов выращиваемой рыбы.
В прудовом рыбоводстве важно соблюдать наработанную технологию, обратил внимание руководитель ассоциации, и отслеживать современные тенденции. Например, по использованию для зарыбления качественного рыбопосадочного материала высокой навески - не менее 100 г, а не 25 г, как по старым нормативам.
Одной из основных задач в Росрыбхозе видят концентрацию на выращивании племенного посадочного материала, для чего потребуется усиление селекционно-племенной работы хозяйств. В Минсельхозе эту точку зрения полностью разделяют. Замдиректора департамента животноводства и племенного дела Галина Сафина ознакомила представителей бизнеса с видами господдержки мероприятий по ведению селекционно-племенной работы и требованиями к предприятиям, занимающимся племенным животноводством.
Рыбоводы могут претендовать на субсидии на содержание племенного маточного поголовья. На 2016 г. объем средств, заложенных на это направление, составил 44 млн. рублей. Но воспользоваться этой поддержкой не всегда возможно из-за устаревшей нормативной базы – нормативов, методик, инструкций и форм, которая во многих аспектах не обновлялась еще с советских времен. В связи с этим Галина Сафина попросила предприятия и ассоциации отслеживать информацию и тщательно изучать проекты документов, размещаемых департаментом для оценки регулирующего воздействия.
Участники круглого стола обсудили и другие актуальные вопросы: о возможностях производства стартовых и продукционных кормов, о повышении качества подготовки специалистов для рыбоводных хозяйств, о воспроизводстве ВБР и содержании ремонтно-маточных стад, о преимуществах комплексного сельхозпроизводства, о важности профилактики и лечения болезней рыб и разработки новых препаратов. В заключение Виктор Ашарин еще раз напомнил, что в Росрыболовстве ждут предложений от рыбоводов-практиков как по заданиям для науки, так и в целом по нормативной базе.