Болезнь растительноядных рыб, вызываемая веслоногими рачками рода Sinergasilus из семейства Ergasilidae отряда Cyclopoida. На белых амурах паразитирует S. major, а на белых и пестрых толстолобиках – S. lieni. Паразиты поселяются на жабрах, вызывая воспаление и некроз жаберной ткани и общую интоксикацию организма. Рачки обоих видов строго специфичны и паразитируют только на указанных хозяевах, с которыми и были завезены из Китая при акклиматизационных перевозках рыб. В России заболевание впервые отмечено в 1960-х гг. Тело половозрелых самок цилиндрической формы, вытянутое. Длина S. major 2,2-3,0 мм, a S. lieni I,8-2,7 мм. Сегменты тела слиты друг с другом, но границы их выражены, хвостовые ветви хорошо развиты. На головном конце рачки имеют две антенны для прикрепления к жабрам, на заднем конце тела – парные яйцевые мешки, в которых помещается по несколько сотен яиц. Развитие происходит с метаморфозом. В яйцевых мешках половозрелых самок из яиц формируются личинки-науплиусы. Сроки их развития зависят от температурного режима воды, при температуре 18-20°С оно завершается за 15 - 17 дней. Личинки выходят из яйцевых мешков и свободно плавают в воде, где проходят несколько линек: три линьки на стадии науплиуса и пять – на копеподитной стадии. На последней стадии происходит формирование самок и самцов и их копуляция. После этого самцы погибают, а оплодотворенные самки поселяются на жабрах растительноядных рыб, где и достигают половозрелой стадии. Интенсивное размножение паразита происходит в весенне-летний период, со сменой нескольких генераций новых поколений рачков. Самки перезимовывают на жабрах рыб и становятся источником распространения инвазии.
Наиболее восприимчивы к заболеванию производители и ремонтные рыбы. Зараженность их может составлять до 600 рачков на особь. Сеголетки почти не поражаются, у них на жабрах паразитируют по 7-12 рачков, а у двух- и трехлеток – от десятков до сотен. Источником заболевания служат инвазированные рыбы, науплиальные и копеподитные стадии рачков с током воды могут заноситься в рыбохозяйственные водоемы. Максимальная интенсивность инвазии отмечается в июле-августе, а с середины сентября зараженность несколько снижается. В течение зимы она уменьшается незначительно, а весной, с повышением температуры воды снова нарастает. Заболевание чаще регистрируется в прудовых хозяйствах и естественных водоемах южных зон страны, где в большей мере выращивают растительноядных рыб. В центральной зоне зараженность рыб низкая, так как большинство рачков погибает в течение зимы.
На теле рыбы паразиты наиболее часто локализуются на второй и третьей жаберной дугах. При осмотре жабр видна отечность и некротизированные участки белого цвета, обнаруживаются скопления рачков. Прикрепляясь к жаберным лепесткам, они своими антеннами травмируют их и вызывают воспаление, разрастание жаберного эпителия, закупорку сосудов, разрушение и отмирание тканей. Поврежденные лепестки становятся бледными, а затем развивается некроз ткани. Иногда некротизированный участок отпадает вместе с паразитами. Нарушается кровоснабжение и кислородный обмен, что приводит к асфиксии. Рыба становится вялой, сеголетки держатся на притоке свежей воды, а более старшие особи – в поверхностном слое воды. Заболевание не всегда сопровождается гибелью рыбы, но значительно снижает ее товарную ценность.
На водоемах проводят мероприятия, не допускающие заноса инвазии в благополучные хозяйства. С учетом того, что взрослые рыбы чаще являются носителями инвазии, рекомендуется раздельное содержание молоди и рыб старших возрастных групп. При широком распространении инвазии и трудностях ее ликвидации рекомендуется выращивать в одном водоеме и другие виды рыб, невосприимчивые к синэргазилезу: карпов, сазанов и их гибридов, карасей, пелядь, щук и др. Не допускают заноса инвазии с головных и других водоподающих источников в рыбоводные пруды.