Заболевание обнаружено в начале 70-х годов прошлого века у белого амура в прудовых хозяйствах Краснодарского края в бассейнах Кубани и Бейсуга. Возбудитель был описан Б.Л. Гаркави в 1972 году под названием Skrjabillanus amuri. Буквально годом позже описание той же нематоды было опубликовано в китайском руководстве по болезням рыб, где она была выделена в самостоятельный род Sinoichthyonema. Название Garkavillanus для этого же рода, данное в честь первооткрывателя, было предложено отечественными паразитологами только в 1980 году, поэтому является младшим синонимом. Соответственно, по правилам зоологической номенклатуры вид следует называть Sinoichthyonema amuri (Garkavi, 1972). Он относится к семейству Skrjabillanidae отряда Spirurida. Паразит имеет нитевидное тело с гладкой кутикулой, с заостренным задним концом. Головной конец расширен и имеет развитую ротовую капсулу. Ротовое отверстие окружено четырьмя крупными головными сосочками. У самцов на конце тела имеется половая бурса, состоящая из трех лопастей и 5 пар ребровидных сосочков. Длина тела самок 15-25 мм, самцов – 4-13 мм. Вид является специфическим паразитом белого амура и, очевидно, распространялся из аборигенного ареала вместе с акклиматизируемыми рыбами.
Живородящие самки нематоды локализуются в покровах внутренних органов рыб и выделяют личинок в ткани хозяина. С током крови личинки разносятся по организму и попадают в кожные покровы и жабры. Дальнейшее их развитие происходит в организме промежуточных хозяев – жаброхостых рачков-карпоедов Argulus foliaceus, в свою очередь паразитирующих на рыбах и питающихся тканями их тела. Вместе со слизью и кровью карпоеды заглатывают личинок нематод, которые в дальнейшем мигрируют из кишечника в полость тела рачка, а затем и не его поверхность, где активно передвигаются. Рыбы заражаются при непосредственном контакте с рачком. В первое время личинки концентрируются в поверхностном слое кожи рыб, затем проникают в мышцы, а далее перемещаются в серозные покровы почек, гонад, кишечника. Здесь через 35-37 суток после заражения нематоды достигают половой зрелости, оплодотворяются, и вскоре начинается процесс формирования яиц. В условиях юга России развивается 2 генерации паразита: одна в начале июля, другая в августе-сентябре. Гельминты второй генерации могут перезимовывать в организме рыб.
Чаще всего заражаются рыбы в возрасте старше года, что связано с выращиванием их в нагульных прудах. Пик инвазии приходится на летние месяцы при температуре воды 22-24 °С, когда экстенсивность может достигать 100 % поголовья при интенсивности более 500 нематод на особь. Клиника и патогенез изучены слабо, однако, паразитирование большого количества гельминтов в покровах внутренних органов рыб и миграция личинок в их организме могут приводить к нарушению жизненно важных функций, сопровождаясь воспалительными процессами, кровоизлияниями и другими патологическими изменениями.
В борьбе с инвазией основное внимание уделяется проведению профилактических мероприятий, направленных на разрыв жизненного цикла паразита путем уничтожение промежуточных хозяев. Эти меры включают полный спуск воды из выростных и нагульных прудов после их облова, просушивание и дезинфекцию ложа, а также известкование головного пруда для предотвращения развития в нем карпоедов. Рекомендуется ограничивать численность белого амура в районах расселения паразита, заменять его невосприимчивыми карпом и толстолобиками.