Возбудителем иерсиниоза является энтеробактерия Yersinia ruckeri – грамотрицательная подвижная палочка. Выделено несколько типов этой бактерии с различной патогенностью. До начала 80-х годов прошлого века болезнь была известна лишь в Северной Америке и Австралии, позднее она была выявлена во Франции и спустя несколько лет распространилась по форелевым хозяйствам стран Европы. Болезнь, вызываемая пресноводными штаммами возбудителя, известна как «красный рот» (enteric red mouth, ERM) – энтерит, сопровождающийся покраснением рта. В начале 2000-х годов в Скандинавии были обнаружены новые, более патогенные штаммы Yersinia ruckeri, отличающиеся от ранее известных как по генотипу, так и по результатам диагностических тестов и вызывающие высокую смертность в морских рыбоводных хозяйствах.
Чувствительны к заболеванию лососевые рыбы – радужная форель, кумжа, палия; болеют стальноголовый лосось, нерка, горбуша, кижуч, чавыча. Возбудитель иерсиниоза выделен у сига, ленского осетра, окуня, канального сома, ряда видов карповых рыб. Естественный путь передачи инфекции – при прямом контакте рыб или через инфицированную воду. Заболевание распространяется в рыбоводных хозяйствах в результате транспортировки инфицированного посадочного материала. При ухудшении условий содержания бактерия начинает выделяться в больших количествах с фекалиями рыб. Дикие рыбы могут выступать в качестве резервуара возбудителя, тем самым поддерживая уровень заболеваемости и усложняя борьбу с болезнью. Инкубационный период составляет 5-10 дней при 13-15 °С. Вспышки заболевания отмечаются в теплое время года. Весной и в начале лета наблюдается острое и подострое течение среди сеголеток после их сортировок и пересадок, а осенью – среди годовиков. Болезнь может вызывать гибель до 75% у радужной форели и до 10% у палии и кумжи Хроническое течение характерно для особей старших возрастов, однако, опасность обострения возрастает, если рыба подвергается воздействию стрессовых факторов. В частности, бонитировка и пересадка внешне здоровых производителей может спровоцировать переход болезни из латентной стадии в активную.
Клиническая картина более характерна для острой стадии, однако, при стремительном развитии заболевания у молоди симптомы не успевают проявиться. Острая форма характеризуется потемнением кожных покровов до почти черного цвета, выражена экзофтальмия, вздутие брюшка, рыба становится вялой, теряет аппетит. Диагностическим признаком является воспаление и эрозии во рту (красный рот), на жаберных крышках, у основания лучей плавников. На нижней части брюшка возникают точечные и пятнистые геморрагии. При вскрытии отмечают гиперемию брюшной стенки и жировой ткани, многочисленные кровоизлияния на внутренних органах и мышцах, очаги некроза в печени, почках, селезенке. При подостром и хроническом течении болезни все эти признаки выражены менее четко.
Профилактика иерсиниоза основана на предупреждении проникновения его в благополучные хозяйства; надежный способ воспрепятствовать заражению – выяснить историю заболеваний хозяйства-поставщика и провести исследования поступающих партий рыб на предмет наличия возбудителей. Перенос бактерий с икрой не подтвержден, но ее следует дезинфицировать. При вспышке болезни применяют антибиотики или комбинированную терапию. Против иерсиниоза разработаны эффективные вакцины.