Заболевания пресноводных и морских рыб, характеризующиеся поражением кожного покрова и жаберного аппарата и вызываемые кругоресничными инфузориями нескольких родов – Trichodina, Tripartiella, Trichodinella, Paratrichodina и др., относящихся к отряду Mobilida класса Oligohymenophorea. Тело этих инфузорий блюдцеобразной формы. На верхней его плоскости расположен прикрепительный диск, в глубине которого лежит опорное кольцо, состоящее из многочисленных хитиноидных зубцов, снабженных отростками различной длины и формы. Передвигаются инфузории по покровам рыбы и плавают в воде с помощью ресничек, расположенных на периферии их тела. Размножение в основном вегетативное путем поперечного деления клетки, хотя возможна конъюгация. Считается, что триходины не образуют покоящихся стадий, в свободном состоянии живут в воде около полутора суток. Среди них различают холодолюбивые виды, размножающиеся зимой, и теплолюбивые, скорость размножения которых максимальна при температуре 15-27 °С.
Возбудители широко распространены в природе во всех климатических зонах России, особенно в центральных и южных районах страны. Естественным резервуаром паразитов в природе являются дикие рыбы различных семейств. К заболеванию восприимчивы рыбы всех видов, культивируемых в прудовых, нерестово-выростных хозяйствах, на рыбоводных заводах и в аквариумах. Триходинозами болеют личинки, мальки, сеголетки и годовики, особенно опасны паразиты для ранних стадий развития. У взрослых рыб симптомы заболевания не проявляются, но они являются носителями. Заражение происходит путем контакта здоровых рыб с больными, особенно при высоких плотностях посадки, а также при содержании здоровых рыб в инвазированной среде. Из одного водоема в другой возбудитель заносится больной рыбой при перевозках или с водой из неблагополучного источника. Энзоотии наблюдаются во все сезоны года. Потенциально опасны триходины и для хозяйств марикультуры. При массовом заражении рыб (особенно молоди) инфузориями может произойти полное разрушение жаберного эпителия, что приводит к угнетению дыхательной и выделительной функций. Смертность обычно не высока, но в некоторых случаях может достигать 50 %.
Триходины деформируют эпителиальные клетки, раздражают нервные окончания кожи и жабр, вследствие чего наблюдается обильное слизеотделение, а сгустки крови, вытекающей из поврежденных их крючьями капилляров, скапливаются между жаберными лепестками, что приводит к нарушению дыхания. Вероятно, помимо чисто механического разрушения клеток, паразит воздействует на ткани хозяина своими протеолитическими ферментами. Патогенное воздействие усугубляется также всасыванием в организм рыбы продуктов распада отмершей ткани и крови. Поврежденные участки становятся благоприятной средой для поселения болезнетворных бактерий и грибов, становящихся причиной осложнений в виде вторичных инфекций. На поверхности тела зараженных рыб заметен голубовато-серый налет, состоящий из обильно выделившейся слизи и отмерших эпителиальных клеток кожи. Жабры бледные и также покрыты слизью. Больные рыбы истощены, держатся у поверхности воды, заглатывают воздух.
Триходины не образуют цисты покоя, поэтому более уязвимы для воздействия лечебных мероприятий и препаратов, обычно применяемых при инвазиях эктопаразитических инфузорий: солевые ванны, температурные воздействия, обработка органическими красителями. Поскольку эти паразиты являются обычным компонентом биоты любых природных водоемов, особое значение приобретают профилактические меры по сокращению возможностей их попадания в рыбоводные хозяйства, равно как и соблюдение норм плотности посадки рыбы, ее кормления и ветеринарного контроля.